Главная »  2016 »  8.1.2 Региональный государственный экологический надзор

Министерство экологии Челябинской области (далее – Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами Челябинской области, иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

В целях осуществления регионального государственного экологического надзора приняты нормативные правовые акты Челябинской области:

постановление Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366 «Об утверждении Положения о Министерстве экологии Челябинской области»;

постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 № 467-П «Об уполномоченном органе»;

постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2012№ 20-П «Об Административном регламенте по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 № 235-П «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области».

Вышеназванные нормативные правовые акты Челябинской области регулируют отношения при осуществлении регионального государственного экологического надзора, основаны на Конституции, федеральных законах, нормативных правовых актах федерального и регионального уровня, соответственно исключают наличие в них признаков коррупциогенности.

Планы плановых проверок Министерства, результаты проверок, принятые к нарушителям меры при осуществлении регионального государственного экологического надзора, опубликованы для свободного доступа на официальном сайте Министерства, с 01 июля 2016 также размещаются в федеральной автоматизированной системе «Единой реестр проверок».

 

Отдел регионального государственного экологического надзора

Региональный государственный экологический надзор

Разграничение полномочий при осуществлении государственного экологического надзора между территориальным федеральным органом исполнительной власти (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области) и Министерством экологии Челябинской области в 2016 году регулировалось приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.12.2010 № 544 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Челябинской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Непосредственную деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Министерстве реализуют четыре отдела регионального государственного экологического надзора в составе:

отдел регионального государственного экологического надзора управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Челябинске);

Златоустовский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора;

Магнитогорский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора;

Миасский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора.

Утвержденным на 2016 год планом предусмотрено проведение 32 проверок, фактически проведено 335 проверок, из них:

1) 32 плановых выездных и документарных проверки;

2) 303 внеплановых проверки, включающих:

- 57 проверок по контролю за исполнением ранее выданного предписания;

- 92 проверки по обращениям граждан и заявлениям организаций о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде;

- 156 выездных проверок, осуществленных органами прокуратуры, с привлечением специалистов надзорных отделов Министерства.

Проведено 189 выездных рейдовых обследований (осмотров) территорий по обращениям и заявлениям граждан. По результатам рейдовых обследования привлечено к административной ответственности 31 субъект хозяйственной и иной деятельности на сумму 461,0 тыс. рублей.

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов выявлено 692 нарушений природоохранного законодательства (386 по проверкам отдела, 316 – при участии в проверках прокуратуры).

По выявленным в результате проверок нарушениям выдано 369 предписаний. По состоянию на 31.12.2016 г выполнено 68 предписаний, продлен срок выполнения 7 предписания по ходатайству предприятий, по остальным предписаниям сроки исполнения не истекли.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок составлено 179 протоколов об административных правонарушениях, по заключениям специалистов прокуратурой вынесено и направлено в Министерство на рассмотрение 66 постановлений о возбуждении административных дел.

По результатам рассмотрения возбужденных по проверкам и заключениям дел сотрудниками Министерства наложено 164 штрафа на сумму 4237,5 тыс. руб. (взыскано 81 на сумму 1464,5 тыс. руб.), прекращено 3 административных дела.

По обращениям граждан за отчетный период проведено 189 рейдовых обследований (осмотров). По результатам обследований (осмотров) выявлено 181 нарушение природоохранного законодательства, составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к ответственности 31 субъект хозяйственной и иной деятельности на сумму 461,0 тыс. руб.

Всего 2016 году рассмотрено 1039 административных дел, в том числе: 755 протоколов Министерства, 227 постановлений прокуратуры, 12 протоколов полиции, 44 протоколов администраций.

По результатам рассмотрения дел предъявлено 664 штрафа на сумму 9 190,6 тыс. руб. Привлечены: 238 должностных лиц на сумму 2363,6 тыс. руб., 18 индивидуальных предпринимателя на сумму 177,0 тыс. руб.,113 юридических лиц на сумму 5842,0 тыс. руб., 295 граждан на 808 тыс. руб. Из числа наложенных штрафов взыскано 3368,2 тыс. руб., направлено судебным приставам для принудительного взыскания 125 исполнительных листов (постановлений) на сумму 1411,8 тыс. руб.

Наиболее значимые нарушения, установленные при осуществлении регионального государственного экологического надзора:

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

1) В Металлургическом районе г. Челябинска в ходе проведения совместных с Челябинской природоохранной прокуратурой мероприятий выявлена несанкционированная площадка утилизации медицинских отходов класса «Б», методом сжигания в двух печах и двух металлических контейнерах. Работа печей была немедленно приостановлена, выброс загрязняющих веществ в атмосферу прекращен. По указанному факту юридическое лицо ООО «Южно-Уральский Центр утилизации медицинских отходов» привлечено к трем административным штрафам на общую сумму 210,0 тыс. руб.

2) В п. Магнитка Кусинского района ООО ПКФ «Проминдустрия» при организации производства оксида цинка с июня 2016 года осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения. Отключение фильтров на источнике выбросов привело к аварийному выбросу в атмосферный воздух окиси цинка и иных твердых и газообразных загрязняющих веществ (железа оксид, сажа, пыль неорганическая 70-20 % SiO2, оксид серы). По результатам проведенных совместно с прокуратурой Кусинского района контрольных мероприятий, прокуратурой направлены материалы административного производства в суд. Решением Кусинского городского суда производственная деятельность юридического лица приостановлена на 60 суток. Министерством наложены штрафы в отношении юридического лица по ст. 8.5 КоАП на 20 000 руб., два штрафа по ст.8.1 КоАП на сумму 30 000 руб; в отношении должностного лица директора ООО ПКФ «Проминдустрия» по ст. 8.2 на 10 000 руб.

Государственный надзор в области обращения с отходами

1) По результатам административного расследования по обращениям жителей Юрюзани о горении свалки и.о. директора МУП «Юрюзанская территориальная компания» привлечен по ст. 8.2. КоАП на сумму 10,0 тыс. руб.;

2) по факту горения свалки в п. Непряхино Чебаркульского района привлечен к административной ответственности глава поселения по ст. 8.2 КоАП на сумму 10,0 тыс. руб.;

3) по факту организации несанкционированной свалки в п. Ишалино Аргаяшского района привлечен к административной ответственности глава поселения по ст. 8.2 КоАП на сумму 10,0 тыс. руб.;

4) по факту нарушения требований при эксплуатации полигона ТБО в п. Локомотивном Карталинского района привлечено к административной ответственности МУП «ЖКХ» Локомотивного городского округа по ст. 8.2 КоАП рФ на сумму 100,0 тыс. руб.;

5) по результатам административного расследования по протоколу Министерства, направленному в суд, Чебаркульским городским судом вынесено решение подвергнуть ООО «Город без мусора» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов сроком на 60 суток.

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

1) По выявленным объектам незаконного строительства в водоохранных зонах водных объектов приняты меры:

- по факту нарушения ст. 6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, а именно не соблюдения обеспечения свободного (беспрепятственного) доступа граждан к части береговой полосы водного объекта общего пользования Магнитогорского водохранилища на реке Урал в отношении двух собственников гаражей Министерством вынесены постановления о назначении административного наказания по ст. 8.12.1 КоАП РФ, выданы предписание об обеспечении свободного доступа к береговой полосе и водному объекту, в ходе проведения административного расследования один гараж был демонтирован;

- ограждение (забор) из металлической сетки рабица, длинной 5 метров, преграждающее доступ к береговой полосе с северной стороны участка по адресу г. Магнитогорск, ул. Прибрежная, дом 5 было демонтировано в ходе административного расследования, возбужденного Министерством по ст. 8.12.1 КоАП РФ;

- капитальное ограждение (забор) длинной около 8 метров, возведенное на земельном участке в границах береговой полосы по адресу ул. Прибрежная, дом 1 было демонтировано в ходе административного расследования, возбужденного министерством по ст. 8.12.1 КоАП РФ в отношении собственника земельного участка;

- металлический забор высотой 1,8 м, размещенный в береговой полосе Магнитогорского водохранилища на реке Урал с северо-восточной стороны участка по улице Дальневосточная, дом 3 был демонтирован в ходе административного расследования, возбужденного Министерством по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

- по результатам участия в проверке Челябинской природоохранной прокуратуры в отношении ООО ЦСО «Солнечный берег» выявлен факт ограничения свободного доступа к озеру Тургояк, должностное лицо привлечено к ответственности на сумму 40,0 тыс. руб.

2) Администрацией Ашинского муниципального района организованы и проведены дорожные ремонтные работы дороги с устройством водопропускной трубы с отсыпкой шлаками на р. Мань-Элга в г. Аше. В нарушение Водного кодекса на откосах, выполненных из шлака, в пределах прибрежной защитной полосы реки Мань-Елга отсутствует защитное покрытие, исключающее размывание шлака металлургического в реку. Должностному лицу администрации Ашинского муниципального район назначен штраф на 2,0 тыс. руб. Главе Администрации Ашинского муниципального района выдано предписание укрепить откосы участка дороги в районе реки Мань-Елга, исключив их размывание.

3) По обращению гражданина на проведение работ по изменению берега реки Миасс в г. Челябинске специалистами Министерства был осуществлен выезд и установлен факт проведения земельных работ экскаватором-погрузчиком, изменение берега реки Миасс в отсутствии разрешительных документов с попаданием размываемых грунтов в водный объект. По результатам административного расследования директор ООО «ЧелябСОВтранс» привлечен к административной ответственности на сумму 18,0 тыс. руб.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения:

1) По установленному Министерством экологии Челябинской области факту выделения главой Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района земельного участка под разработку карьера на территории Санарского государственного природного комплексного заказника, органами полиции возбуждено уголовное дело, материалы дела переданы в суд. Решением суда глава Степнинского сельского поселения привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 286 УК РФ в виде лишения свободы на 2 года условно с лишением права занимаемой должности. Министерством наложен штраф по статье 8.39 КоАП РФ на сумму 900,0 тыс. руб.;

2) По результатам проверки органами прокуратуры с участием Министерства экологии, Управления Росреестра по Челябинской области установлен факт самовольного занятия земельных участков под захоронение усопших на территории памятника природы Челябинской области Челябинский (городской) бор. К административной ответственности по статье 8.39 КоАП привлечено МКУ «Служба городских кладбищ» на сумму 320,0 тыс. руб. Предприятию в судебном порядке предъявлен ущерб за самовольное занятие земель лесного фонда, в размере 1200 тыс. руб.;

3) По результатам проверки органами прокуратуры с участием Министерства экологии, Управления Росреестра по Челябинской области установлены самовольные постройки строений в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды на земельном участке ООО Многопрофильный центр медицины и реабилитации «Курорт Увильды». Материалы проверки направлены в прокуратуру Челябинской области для принятия мер прокурорского реагирования. В отношении юридического лица в Арбитражный суд Челябинской области направлено исковое заявление по сносу самовольно возведенных строений;

4) По факту установленных в границах Ашинского заказника самовольных построек гражданина Бойко Г.С. Министерством экологии подано исковое заявление в Ашинский районный суд. Решением суда исковые требования «обязать ответчика снести незаконные строения за счет собственных средств» удовлетворены в полном объеме;

5) По факту возведения деревянного сооружения на металлическом каркасе, размещенного в 5 метрах от уреза воды озера Тургояк в отношении ИП Ребров С. В. (б/о «Черника») вынесено постановление о наложении административного штрафа по ст. 8.39 КоАП РФ на сумму 15 000 руб., внесено представление о сносе возведённого деревянного сооружения.

 

Таблица8.3

Результаты осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области

 

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих региональному государствен-ному экологическому надзору

ед.

910 976

193 273

199 157

199 157

2.

Численность должностных лиц ОМСУ и Министерства, осуществляющих региональной государственный экологический надзор

ед.

59

61

61

28

3.

Количество проведенных проверок объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих региональному государствен-ному экологическому надзору

ед.

1 095

925

799

335

4.

Количество выявленных нарушений законодательства при проведении регионального государственного экологического надзора

ед.

1 686

1 594

1 301

692

5.

Количество рассмотренных материалов административных дел* за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

ед.

1 831

1 562

1 318

1 039

6.

Сумма выписанных штрафов за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

тыс.

руб-лей

5 529,9

5 968,8

7 926,6

9 190,6

7.

Сумма уплаченных штрафов за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

тыс.

руб-лей

3 739,402

3 881,136

5 565,3

6 330,0

8.

Сумма возмещенного ущерба окружающей среде, выявленного в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора

млн.

руб-лей

2,917

1,417

0,872

-

* – в том числе постановления прокуратуры, протоколы УВД, протоколы ОМС, протоколы Министерства

⬅︎ НАЗАД

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 12 ноября, 2017 [02:45]
Дата изменения: 12 ноября, 2017 [02:45]
Баннерная сеть