Главная »  2015 »  8.1.2. Региональный государственный экологический надзор

8.1.2. Региональный государственный экологический надзор1

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2011 г. №  467-П «Об уполномоченном органе» Министерство экологии Челябинской области (далее именуется – Министерство) определено уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на территории Челябинской области.

Порядком осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. № 235-П, установлено, что региональный государственный экологический надзор в Челябинской области осуществляется:

- Министерством экологии Челябинской области, уполномоченным Правительством Челябинской области на осуществление регионального государственного экологического надзора;

- органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются – ОМС), наделенными отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2006 г. № 76-ЗО;

- областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее именуется – ОГУ ООПТ), подведомственным Министерству.

Региональный государственный экологический надзор в Челябинской области включает в себя: государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность:

1) с использованием водных объектов для сброса сточных вод;

2) с использованием объектов размещения твердых и жидких бытовых отходов населенных пунктов Челябинской области.

ОМС в соответствии с установленными Законом полномочиями осуществляют региональный государственный экологический надзор на территории соответствующего муниципального образования, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляемому Министерством, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.

ОГУ ООПТ осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за соблюдением гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в порядке, установленном административным регламентом, утверждаемым Министерством.

Непосредственное осуществление регионального государственного экологического надзора в Министерстве возложено на отдел регионального государственного экологического надзора Управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора.

 

Отдел регионального государственного экологического надзора

Отделом регионального государственного надзора в 2015 году сохранены преимущественные направления проведения надзорных мероприятий в отношении субъектов, эксплуатирующих объекты размещения твердых коммунальных отходов, сооружения водоотведения и очистки сточных вод, а также надзорных мероприятий в отношении субъектов, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.

Утвержденным на 2015 год планом предусмотрено проведение 27 проверок в отношении 17 субъектов, осуществляющих эксплуатацию сооружений водоотведения сточных вод, 4 субъектов, осуществляющих эксплуатацию объектов размещения твердых коммунальных отходов, 6 субъектов, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.

План проверок на 2015 год выполнен, фактически проведено 60 проверок, из них 26 плановых проверок (1 исключена в связи с передачей полномочий), 34 внеплановые проверки, включающие: 6 проверок по контролю за исполнением ранее выданного предписания; 1 проверка по обращениям граждан и заявлениям организаций о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде; 27 выездных проверок, осуществленных органами прокуратуры, с привлечением специалистов отдела для составления заключений.

По вопросам использования водных объектов в целях сброса сточных вод проведено 26 проверок (17 плановых, 9 внеплановых, в том числе участие в 6 проверках прокуратуры).

Мероприятия проведены в отношении следующих лиц:

ЗАО «Чесменский рыбхоз» (Чесменский муниципальный район, дер. Рыбхоз, сброс не подтвержден);

ООО Агрокомплекс «Чурилово» (Челябинский городской округ, сброс сточных вод в оз. Первое);

ООО  «ЭкоМастер» (Сосновский муниципальный район, п. Полетаево, сброс сточных вод в р. Биргильду);

МУП «Водоканал» (Нязепетровский муниципальный район, г. Нязепетровск, сброс сточных вод в р. Уфу);

ООО «Аренда-Калибр 3» (Челябинский городской округ, сброс не подтвержден);

ООО «Жилищно-коммунальный сервис» (Саткинский муниципальный район, с. Айлино, сброс не подтвержден);

МП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (Еманжелинский муниципальный район, г. Еманжелинск, сброс сточных вод в оз. Большой Сарыкуль);

ЗАО «УРАЛГОРШАХТКОМПЛЕКТ» (Верхнеуфалейский городской округ, сброс сточных вод в Верхне-Уфалейский пруд);

ООО «Водоотведение» (Пластовский муниципальный район, п. Пласт, сброс сточных вод в р. Кабанку через р. Черную);

ООО «Фаворит» (Коркинский муниципальный район, г. Коркино, сброс сточных вод в р. Чумляк);

ООО «Вишневогорское жилищно-эксплуатационное управление» (Каслинский муниципальный район, сброс сточных вод в оз. Силач);

ООО «Трест Магнитострой» (Магнитогорский городской округ, сброс сточных вод в р. Урал);

ООО «Евродвор» (Чебаркульский муниципальный район, сброс сточных вод в оз. Табанкуль);

ООО «Индустрия» (Красноармейский муниципальный район, п. Мирный, сброс сточных вод в р. Миасс);

ОАО «Кыштымский абразивный завод» (Кыштымский городской округ, сброс сточных вод в оз. Выпущенное);

ООО «ВИТА-Мастер» (Трехгорный городской округ, сброс сточных вод в р. Юрюзань);

ООО Экспортная компания «Урал» (Челябинский городской округ, сброс в оз. Акакуль);

ООО «Эра Технологий» (проверка исполнения предписаний);

МУП «Горводоканал-Копейск» (Копейский городской округ, п. Кадровик, сброс сточных вод на рельеф);

ОАО «Славянка» (Челябинский городской округ, СНТ «Авиатор», сброс сточных вод на рельеф);

МУП «Водоканал» (Каслинский муниципальный район, г. Касли, сброс неочищенных сточных вод в оз. Красноармейское).

Характерными нарушениями в области охраны водных объектов при сбросе сточных вод являются: отсутствие разрешительных документов на право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод, сброс сточных вод в водные объекты с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы, отсутствие приборных измерений и производственного контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.

По вопросам соблюдения экологических требований при эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов и обращении с отходами проведено 9 проверок (4 плановых, 5 внеплановых, в том числе участие в 2 проверках прокуратуры).

Мероприятия проведены в отношении следующих лиц:

ООО «Спецавтоколонна» (Златоустовский городской округ, размещение твердых коммунальных отходов г. Златоуста);

ООО «Жил-Сервис» (Сосновский муниципальный район, размещение твердых коммунальных отходов Мирненского сельского поселения);

ООО «Южуралкомсервис» (Еманжелинский муниципальный район, размещение твердых коммунальных отходов г. Еманжелинска);

ООО «Коммунальный сервис» (Катав-Ивановский муниципальный район, размещение твердых коммунальных отходов Лесного сельского поселения);

ЧРФ «Экологические технологии» (проверка исполнения предписаний);

МУП «Коммунальный сервис АМР» (проверка исполнения предписаний);

ЧРФ «Экологические технологии» (проверка исполнения предписаний);

ИП Плаксина М.А. (Челябинский городской округ, несанкционированное размещение снежных отходов);

ООО УК «АККТиВ» (Сосновский муниципальный район, п. Саргазы, несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов).

Характерными нарушениями при эксплуатации объектов размещения отходов и обращении с отходами являются: несоблюдение санитарных и экологических требований при эксплуатации полигонов ТКО, отсутствие паспортов на опасные отходы, отсутствие учета и отчетности при обращении с отходами, отсутствие лицензии на деятельность по размещению отходов, отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов, не относящихся к малому и среднему предпринимательству), отсутствие организации производственного контроля и мониторинга за воздействием на окружающую природную среду, размещение отходов на необорудованных площадках, отсутствие проектов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешений на выбросы для объектов захоронения отходов.

По вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах проведено 15 проверок (5 плановых, 10 внеплановых, в том числе участие в 9 проверках прокуратуры).

Мероприятия проведены в отношении следующих лиц:

ООО «Челябинский инструментальный завод» база отдыха «Иволга» (Красноармейский муниципальный район, ООПТ оз. Сугояк);

ООО «Деловой партнер» (Увельский муниципальный район, ООПТ оз. Подборное);

ООО «Романтик» (Красноармейский муниципальный район, ООПТ оз. Сугояк);

ОГБУК «Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области» (Миасский городской округ, ООПТ оз. Тургояк, остров Веры);

ООО «Центр семейного отдыха «Солнечный берег» (Миасский городской округ, ООПТ оз. Тургояк);

ГБУЗ «Челябинский областной центр реабилитации» (проверка исполнения предписаний);

Оздоровительный комплекс «Алёнушка» ОАО «РЖД» (Миасский городской округ, ООПТ оз. Большой Еланчик);

Пейнтбольный клуб «Федерация пейнтбола» (Челябинский городской округ, ООПТ Челябинский (городской) бор);

МКУ «Служба городских кладбищ» (Челябинский городской округ, Митрофановское кладбище, ООПТ Челябинский (городской) бор);

ООПТ оз. Смолино (Челябинский городской округ, бесхозяйные сети ливневой канализации);

ООО «Медвежий угол» (Аргаяшский муниципальный район, ООПТ оз. Увильды);

ООО «Виас» (Аргаяшский муниципальный район, ООПТ оз. Увильды);

Яхт-клуб «Увильды» (Аргаяшский муниципальный район, ООПТ оз. Увильды);

ООО МЦМИР «Курорт Увильды» (Аргаяшский муниципальный район, ООПТ оз. Увильды).

По вопросу соблюдения природоохранного законодательства специалисты Министерства приняли участие в 10 комплексных выездных проверках прокуратуры в отношении:

НП КСК «Буян» (Челябинский городской округ, комплексная проверка);

ООО ООЦ «Пегас»(Челябинский городской округ, комплексная проверка);

ИП Ленева Н.А. (Челябинский городской округ, комплексная проверка);

Челябинский филиал ООО «Донкарб Графит» (Челябинский городской округ, выбросы загрязняющих веществ);

ООО «Южуралнеруд-2» (Челябинский городской округ, выбросы загрязняющих веществ);

ЗАО «Карабашмедь» (Челябинский городской округ, выбросы загрязняющих веществ);

ООО «ЗУКМ» (Челябинский городской округ, выбросы загрязняющих веществ);

ООО «Канта» (Челябинский городской округ, выбросы загрязняющих веществ);

ООО «Кыштымское рыбоводное хозяйство» (Сосновский муниципальный район, использование водного объекта с нарушениями природоохранного законодательства).

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов выявлено 259 нарушений природоохранного законодательства (172 по проверкам отдела, 87 – при участии в проверках прокуратуры). По выявленным нарушениям выдано 152 предписания, привлечено к административной ответственности 62 нарушителя с общей суммой штрафов 1 157,5 тыс. руб.

Также в случаях возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде специалистами Министерства в 2015 году было произведено 18 оперативных выездов в рамках административных расследований и рейдовых проверок охранных зон особо охраняемых природных территорий, выявлены 15 нарушений, привлечены к административной ответственности 2 гражданина с суммой штрафов 4,5 тыс. руб., 3 должностных лица оштрафованы на сумму 25,0 тыс. руб., 2 юридических лица − на сумму 200,0 тыс. руб.

В рамках производства по административным делам, возбужденным государственными инспекторами Министерства, органами местного самоуправления, прокуратурой, сотрудниками отдела рассмотрено 1318 административных дел (879 протоколов Министерства, 251 протокол ОМС, 179 постановлений прокуратуры, 9 протоколов полиции), предъявлен 991 штраф на сумму 7 926,6 тыс. руб.

Оштрафованы 237 должностных лиц на сумму 2 030,3 тыс. руб., 63 индивидуальных предпринимателя на сумму 430,5 тыс. руб., 62 юридических лица на сумму 3 633,0 тыс. руб., 629 граждан на 1 832,8 тыс. руб. Взыскана сумма 5 565,3 тыс. руб., направлено судебным приставам для принудительного взыскания 295 исполнительных листов (постановлений) на сумму 1 730,5 тыс. руб.

По видам нарушений штрафы предъявлены:

- за нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха (статья 8.21 КоАП РФ) – 33 штрафа на сумму 1 293,0 тыс. руб.;

- за нарушения законодательства в области использования и охраны водных объектов (статьи 7.6, 7.7, 7.20, 8.12.1, 8.12-8.15, 8.42 КоАП РФ) – 526 штрафов на сумму 2 444,5 тыс. руб.;

- за нарушения законодательства при обращении с отходами, загрязнении земель (статьи 8.2, 8.6 КоАП РФ) – 73 штрафа на сумму 910,3 тыс. руб.;

- за нарушения законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений (статья 8.1 КоАП РФ) – 183 штрафа на сумму 883,3 тыс. руб.;

- за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41 КоАП РФ) – 14 штрафов на сумму 89,0 тыс. руб.;

- за сокрытие и искажение сведений (статья 8.5 КоАП РФ) – 23 штрафа на сумму 126,0 тыс. руб.;

- за нарушение режима особо охраняемых природных территории (статья 8.39 КоАП РФ) – 138 штрафов на сумму 2 175,5 тыс. руб.;

- за уничтожение или повреждение специальных знаков (статья 7.2) – 1 штраф на сумму 5,0 тыс. руб.

Направлено в мировые суды 12 протоколов об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел судами предъявлено 4 штрафа на сумму 34,0 тыс. руб. (3 на сумму 30,0 тыс. руб. − по фактам неисполнения ранее выданных предписаний, 1 на сумму 4,0 тыс. руб.), вынесено решение обязательного характера на выполнение 20 часов обязательных работ.

Обжаловано в судебном порядке 22 постановления Министерства, из них: отменено 4 на сумму 224,0 тыс. руб., оставлено в законной силе 8, оставлено в законной силе с уменьшением суммы штрафа 2 постановления, находятся на рассмотрении суда 8 постановлений.

В целом за нарушения природоохранного законодательства в 2015 году в бюджет поступило средств от уплаты штрафов на сумму 5 565,3 млн. руб.

Из наиболее существенных правонарушений, которые были устранены по результатам осуществления регионального государственного экологического надзора, − прекращен сброс неочищенных сточных вод в озеро Курлады в Копейском городском округе.

ОМС в 2015 году проведено 739 проверок хозяйствующих субъектов, в том числе 438 плановых, 301 внеплановая проверка. По результатам проверок выявлено 1 042 нарушения природоохранного законодательства, нарушителям выдано 921 предписание, направлено в территориальные органы прокуратуры 119 материалов проверки, составлен и направлен в адрес Министерства для рассмотрения 281 протокол об административных правонарушениях, за неисполнение ранее выданных предписаний составлен и направлен в мировые суды 41 протокол. Предъявлено 6 исков и досудебных претензий о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды на общую сумму 1 017,7 тыс. руб., и 4 иска о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Таблица 8.3

Результаты осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

1.

Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

ед.

190 976

193 273

199 157

2.

Численность должностных лиц ОМС и Министерства, осуществляющих региональной государственный экологический надзор

ед.

59

61

61

3.

Количество проведенных проверок объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

ед.

1 095

925

799

4.

Количество выявленных нарушений законодательства при проведении регионального государственного экологического надзора

ед.

1 686

1 594

1 301

5.

Количество рассмотренных материалов административных дел* за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

ед.

1 831

1 562

1 318

6.

Сумма уплаченных штрафов за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

млн.

руб.

3 739,402

3 881,136

5 565,3

7.

Сумма возмещенного ущерба окружающей среде, выявленного в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора

млн.

руб.

2,917

1,417

0,872

* – в том числе постановления прокуратуры, протоколы УВД, протоколы ОМС, протоколы Министерства

 

Наблюдение за состоянием воды водных объектов и почвы в местах рекреации в сезон 2015 года осуществлялось Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области. За нарушения требований санитарного законодательства при надзоре за питьевым водоснабжением Управлением приняты меры административного принуждения: наложено 248 штрафов, в том числе 51 штраф на юридическое лицо, на общую сумму 1 312,5 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов 1 142,5 тыс. рублей, передано в суд 12 дел.

 


 

1 Данные Министерства экологии Челябинской области

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 16 ноября, 2016 [02:04]
Дата изменения: 16 ноября, 2016 [02:04]
Баннерная сеть