• 8 (351) 264-66-80
  • info@mineco174.ru
Главная »  Комплексный доклад »  8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ИНФОРМИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ИНФОРМИРОВАНИЕ

Министерства образования и науки Челябинской области

Система непрерывного экологического образования детей в Челябинской области регламентируется следующими нормативными документами:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 № 2783);

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 № 2783);

3. «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 02-678 от 01 июля 2004 г.);

4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от «О реализации обязательного минимума содержания курса «Экология» в основной и средней (полной) школе» от 23.09.1999 № 1436.

Экологическое образование сегодня – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека. В настоящее время главной целью экологического образования стало воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

В экологическом образовании и воспитании учащихся Челябинской области задействованы все учебные дисциплины средней школы (биология, химия, физика, география, литература, история, физкультура и др.), обогащающие школьников конкретными знаниями об окружающей среде, о природе Земли, потребностях человека и ценности жизни. Областной базисный учебный план составлен и обеспечен таким образом, что от 10 % до 15 % содержания образования каждого предмета должны отражать национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта.

В Челябинской области развитие экологического образования реализуется в рамках:

– областного базисного учебного плана с выделением учебного предмета «Экология» в основной и старшей школе;

– предпрофильной подготовки обучающихся в основной школе и профильного обучения на ступени старшей школы;

– интегрированного обучения через максимальную экологизацию содержания отдельных школьных предметов;

– факультативных и элективных курсов;

– дополнительного образования.

В открытых за последние три года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области классах химико-биологического, биолого-географического, физико-матема­ти­ческого и агротехнического профиля содержание образования имеет ярко выраженный экологический характер. В данных образовательных учреждениях разрабатываются и реализуются элективные курсы по экологии («Здоровье человека и окружающая среда», «Окружающая среда и человек», «Экологическая азбука», «Агроэкология», «Основы радиационной безопасности» и т.д.). На занятиях с учащимися обсуждаются следующие экологические проблемы: предотвращение загрязнения природной среды; создание экологически чистой продукции; влияние на жизнь планеты химических соединений; механизмы процессов в природном круговороте элементов; значение биогенных элементов в природной среде; причины нарушений в биогеоценозах и кризисных явлений в окружающей среде, – с экологических позиций анализируются физические процессы в атмосфере, гидросфере, литосфере и влияние на них деятельности человека; а также использование достижений современной физики в решении глобальных экологических проблем, мониторинге окружающей среды, ресурсосбережении, очистке выбросов от загрязнений. Преподаватели обращают внимание учащихся на создание принципиально новых технологий рационального природопользования, а также на изучение физических явлений в биогеоценозах своего региона и в биосфере (магнитные поля и их воздействие на живое, ядерные реакции, энергетические явления, многообразие транспорта, шумы, волновая природа света и др.).

Значительный опыт по экологическому образованию накоплен в школах Челябинской области. В частности, в г. Челябинске (МОУ СОШ № 46, 65, 112, 12, 70, 85, 73, 91, 96, 74, 42, 56, 43, 17, 144, 145, 105, 121, 26, 152, 13, 22, 153, 149, МОУ лицей № 82, 102, 31, 11, 77), г. Копейске (МОУ СОШ № 1, 5, 6, 24, 45), г. Миассе (МОУ СОШ № 7, 16), г. Троицке (МОУ лицей № 13, МОУ гимназия № 23, МОУ Родниковская СОШ, МОУ Яснополянская СОШ), г. Златоусте (МОУ СОШ № 34, 35, 10), г. Юрюзани (МОУ СОШ № 2), а также в ряде школ городов Магнитогорска (МОУ СОШ № 32, МОУ «Многопрофильный лицей № 1», МОУ лицей № 1), Озерска (МОУ СОШ № 27), Снежинска (МОУ СОШ № 125, 135) и Трехгорного. Многие годы успешно работают по экологическому воспитанию учащихся педагогические коллективы Измайловской средней школы, Кизильского района, МОУ «Межозерная СОШ», Верхнеуральского района. В МОУ СОШ № 4 г. Чебаркуля учащиеся занимаются интродукцией лесных растений, а также во время походов и экспедиций очищают берега оз. Мисяш и родники.

В центрах детского творчества педагогами дополнительного образования реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям, например в г. Магнитогорске (Детский экологический центр); в г. Озерске (Учебно-экологический Центр); в г. Троицке (Детско-юно­шеский центр); в г. Миассе (Центр детского творчества); в г. Копейске (Центр детского творчества); в г. Касли (Центр детского творчества); г. Трехгорном (МОУ дополнительного образования для детей «Центр детского творчества»).

По данным областного центра дополнительного образования детей, в Челябинской области 44 учреждения дополнительного образования занимаются вопросами экологического воспитания школьников. В области действует 425 экологических программ, из них 204 реализуется учреждениями дополнительного образования и 221 – общеобразовательными учреждениями. В них задействовано 9383 учащихся: 5381 учащийся в системе дополнительного образования и 4002 школьника принимают участие в программах, реализуемых общеобразовательными учреждениями.

В г. Челябинске реализуется 203 экологические программы, в них участвуют более 7005 детей. Активно работает секция «Экология» в рамках Научного общества учащихся (НОУ) г. Челябинска. Эколого-биологическое направление творческой и научно-исследо­ва­тельской деятельности учащихся имеется в следующих центрах детского творчества г. Челябинска: Центр детского творчества (Курчатовский район), Детско-юношеский Центр (Ленинский район), Центр досуговой деятельности (Металлургический район), Детско-юношеский клуб «Ровесник» (Калининский район), Детский экологический центр.

За истекший год в Челябинской области проведено 8 экологических мероприятий областного уровня:

– эколого-биологическая викторина;

– конкурс юных экологов «Тропинка»;

– конкурс фотографий «И этот лес, и эти небеса – есть душа моя живая»;

– конкурс «Юный друг природы»;

– акция «Покормите птиц зимой»;

– акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца».

В рамках Российских экологических конкурсов проходили областные конкурсы:

– конкурс школьных лесничеств «Подрост»;

– конкурс «Вода на Земле»;

– выставка плодов, цветов и овощей «Живи, Земля!».

Общее количество участников экологических конкурсов областного уровня составило 13859 человек.

Традиционным становится проведение городских и областных фестивалей: «Челябинск – чистый город», «Город глазами детей», «Зеленое кольцо города», «Мы в ответе за жизнь на планете», «Знатоки природы» и многие другие.

С целью популяризации знаний в области экологии Министерством образования и науки Челябинской области и Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ГОУ ДПО ЧИППКРО) ежегодно проводится областной этап Всероссийской олимпиада школьников по экологии (табл. 8.1). Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний по экологии; развитие познавательных интересов учащихся к углубленному изучению экологии; активизация работы факультативов, кружков, секций НОУ и других форм внеклассной и внешкольной работы экологической направленности; оказание учащимся старших классов помощи в выборе профессии в природоохранной сфере деятельности; формирование сборной команды области для участия в заключительном этапах олимпиады школьников по предмету «Экология».

Таблица 8.1

Динамика участия в областной олимпиаде школьников по экологии

Год проведения олимпиады 2004 2005 2006 2007 2008
Всего участников 55 46 48 62 71
Учащиеся сельских школ 12 11 3 3 14
Учащиеся городских школ 43 35 45 58 57
Всего территорий 14 16 17 21 31*

*) с учетом всех районов г. Челябинска.


 

Таблица 8.1 показывает, что общее количество участников по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 16,4 %. Это связано c увеличением числа учащихся сельских школ (возросло почти в 5 раз) и впервые превысило показатель 2004 г. Таким образом, соотношение учащихся городских и сельских школ в этом году составило приблизительно 4 : 1, тогда как в прошлом году – 19 : 1.

По результатам олимпиады можно выделить территории области, которые наиболее активно занимаются экологическим образованием и воспитанием экологической культуры школьников: городские округа (ГО) Челябинский, Магнитогорский, Златоустовский, Миасский, Троицкий, В. Уфалейский, Еманжелинский, Копейский, Снежинский, Озерский, Саткинский, Ашинский, Каслинский, Нязепетровский, а также муниципальные районы: Верхнеуральский, Еткульский Катав-Ивановский, Коркинский, Кунашакский, Октябрьский, Сосновский, Троицкий, Увельский, Уйский.

Лучшие результаты по практическому туру показали дети: ГО Челябинского (районы Ленинский, Металлургический, Тракторозаводской, Калининский, Курчатовский, Советский), Магнитогорского, Троицкого, Снежинскго, Златоустовского, Снежинского, Сосновского и Октябрьского муниципальных районов. Следовательно, в этих территориях работа с детьми ведется в направлении практико-ориентированного подхода к экологическим проблемам Челябинской области.

С целью популяризации знаний в области экологии и обеспечения эффективного экологического образования и воспитания школьников Челябинской области усилия органов управления образованием и методических служб будут направлены на решение следующих проблем:

– отнесение экологии к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.к. именно данный специализированный предмет призван дать полное, системное и систематизированное освещение основ экологии и обеспечить формирование экологической культуры у выпускников школы. Это позволит каждому учителю на материале своего предмета грамотно решать задачи экологического образования, опираясь на научно обоснованные экологические знания;

– усиление прикладной практической направленности содержания курса экологии, т.к. в настоящее время аспекты науки экологии оттеснили исследование ее фундаментальных проблем на второй план, и есть угроза «вырождения» экологии в систему природоохранных и санитарных мероприятий. На наш взгляд, такое искаженное представление об экологии затрудняет истинное познание общих законов жизни;

– организация массового привлечения детей в систему дополнительного образования для активизации познавательного интереса к экологическим проблема региона.
 

Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области

Экологическое воспитание и просвещение является одним из направлений деятельности Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.

В этой работе можно выделить два основных направления.

Первое направление – обеспечение населения своевременной и достоверной информацией об экологическом состоянии Челябинской области:

– подготовка материалов для печатных средств массовой информации (в 2007 г. подготовлено 10 публикаций в областных средствах массовой информации);

– подготовка материалов для теле- и радиоканалов (в 2007 г. подготовлено 12 телепередач, 60 радиопередач), проведение прямых линий (1), организация он-лайн конференций (2) и пресс-туров (5);

– подготовка материалов для электронных средств массовой информации. В 2007 г. на сайте Министерства по радиационной и экологической безопасности http://ecol.ural-ecol.uu.ru в оперативном режиме можно получить информацию о работе Министерства в области охраны окружающей среды, о радиационной обстановке на территории Челябинской области, об областных памятниках природы, о негативных последствиях хозяйственной деятельности предприятий и т.д.;

– по областному заказу создан и поддерживается сайт «Южноуральская погода» www.chelpogoda.ru. В результате получен свободный доступ к актуальной, качественной и достоверной прогностической и фактической информации о состоянии погоды и окружающей среды Челябинской области: ежедневно предоставляется прогноз погоды и ежемесячно – климатическая информация, а также на сайте представлены комментарии специалистов Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по актуальным экологическим проблемам Челябинской области (по данным наблюдений ГУ «Челябинский ЦГМС»);

– третий год выпускается и распространяется в библиотеки, учебные заведения альманах «Охрана природы Южного Урала» (3000 экз.);

– ежегодно выпускается Комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области (600 экз.);

– в 2007 г. тиражом 1000 экземпляров издана Красная Книга, распространена в школьных библиотеках;

Второе направление – повышение экологической компетентности специалистов различных профессиональных групп, проведение семинаров, конкурсов, конференций.

В 2007 г. проведено 8 мероприятий публичного обсуждения, в т.ч.:

– 3 конференции: научно-практическая конференция «Охрана водных объектов, проблемы и пути их решения в условиях современного законодательства»; V региональная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие Урала»; региональная научно-практическая конференция школьников по экологии «Твои первые открытия»;

– 4 семинара: семинар «Пусть место, где я живу, будет самым чистым местом планеты!»; семинар-практикум «Ведение охотничьего хозяйства в горно-лесной зоне Челябинской области»; семинар по вопросам реализации Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области; семинар-практикум для работников библиотек Челябинской области «Детские библиотеки в сфере экологической культуры»;

– долевое участие в организации и проведении V регионального фестиваля экспедиционных отрядов.

Организована работа экологического агитационного десанта, полевого экологического лагеря, осуществлена финансовая поддержка конкурса среди школьников области «Вода на Земле».

В мероприятиях приняли участие более 1800 участников, представители органов местного самоуправления 43 городских округов и муниципальных районов области, а также представители федеральных структур.

В рамках экологического агитационного десанта в условиях детского оздоровительного лагеря «Чайка» на оз. Смолино были прочитаны лекции и проведены практические занятия по экологии, геологии, биологии, изучению охраняемых территорий Челябинской области, краеведению, экстремальной медицине для учащихся городских и сельских школ, проведены экологические конкурсы.

В полевом экологическом лагере, организованном Челябинской областной общественной организацией Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие» на оз. Тургояк, в котором прошли оздоровление и обучение свыше 600 детей, кроме экскурсий, спортивных занятий, экологических акций, детьми были собраны материалы для исследовательских и реферативных работ для дальнейшего представления их и защиты на научно-практических конференциях.

К семинарам и конференциям издано 1685 сборников докладов, научно-исследова­тельских работ, экологических буклетов; выпущен фильм о Серпиевском карстовом участке «Серпиевка, где чудеса по-прежнему живут…».

Работа со средствами массовых коммуникаций была построена по двум основным направлениям: подготовке и предоставлению в СМИ достоверной информации о результатах природоохранной деятельности предприятий области и созданию информационных поводов в СМИ для формирования положительного имиджа органов исполнительной власти Челябинской области.

В течение года на официальном сайте Министерства было размещено свыше 200 сообщений в новостном и аналитических разделах. Для продвижения этой информации к населению в рамках Программы размещалась активная интернет-ссылка на интернет-ресурс Министерства на сайте информационно-аналитического агентства «Урал-пресс-информ», которое сегодня активно цитируется в основных поисковых системах России «Гугел» и «Яндекс» и др. Такая форма работы позволила расширить круг пользователей интернета, запрашивающих данные об экологическом состоянии Челябинской области и деятельности областного правительства, направленной на ее оздоровление, и получивших достоверные данные по этой тематике. Для эффективности такой работы на сайте агентства размещались новостные и аналитические материалы, которые широко цитировались журналистами не только Челябинской, но и Свердловской, Курганской, Тюменской областей.

Для широкого охвата населения, получающего информацию, было обеспечено взаимодействие со СМИ, ориентированными на разные возрастные и социальные группы: городской сайт «454000.ru», информационный портал «74.ru», газеты «Комсомольская правда», «Российская газета», журналы «Челябинск», «Губернский», радио «Интерволна», областное телевидение, телеканалы «СТС-Челябинск», «Южный Урал», «Восточный экспресс».

При этом, как показала практика, непосредственное участие представителей СМИ в знакомстве с объектами дает наибольший информационный эффект при относительно небольших затратах финансовых средств. Такая форма организации была использована для формирования положительного имиджа органов исполнительной власти в сознании населения и формирования у жителей региона более позитивной экологической картины мира. В частности, были проведены пресс-туры по открытию сезона летне-осенней охоты, знакомству с современными технологиями по восстановлению популяции исчезнувших животных, особенностями развития экологического туризма на ООПТ, субботники по уборке памятников природы – Городского (Шершневского) бора и прибрежной территории оз. Увильды.
 

ОГУ «Особо охраняемые природные территории»

Для обеспечения населения своевременной и достоверной информацией о состоянии заказников и памятников природы Челябинской области специалисты учреждения участвуют в подготовке материалов для средств массовой информации. В 2007 г. информационные материалы регулярно направлялись на сайт Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, подготовлено 138 публикаций в местных и областных газетах, 22 видеосюжета на областных и местных телеканалах.

Особое внимание уделяется взаимодействию с научными и образовательными учреж­дениями, общественными организациями и другими ведомствами в сфере экологического образования и просвещения. Продолжается разработка экскурсионных маршрутов по ООПТ Челябинской области, проводятся экологические субботники и акции, беседы и лекции по природоохранной тематике, консультации для педагогов и учащихся средних и высших учебных заведений.

В 2007 г. сотрудники ОГУ ООПТ приняли участие в работе экологического десанта для школьников области, организованного центром «Наследие» в окрестностях памятника природы оз. Смолино (б/о «Березка»); проводили беседы, лекции и практические занятия для детей летних экологических лагерей, организованных в окрестностях памятника природы оз. Тургояк Центрами детско-юношеского туризма «Космос» и «Наследие».

ОГУ ООПТ приняло участие в XXI международной выставке «Туризм. Спорт. Отдых. Индустрия развлечений. Охота и рыболовство», организованной выставочным центром «Восточные ворота», в региональной выставке-презентации «Wellcome! Инвестиции в гостеприимство – 2007» в выставочном центре «ЮжУралЭкспо», награждено дипломами Лауреата.

Совместно с Областным центром дополнительного образования детей, Челябинским зоопарком и Ильменским государственным заповедником организована выставка экологических плакатов «Живи Земля, живи Земля и вы живите, люди!». В августе – октябре выставка экспонировалась на базе Челябинского зоопарка, с ноября 2007 г. – в Ильменском государственном заповеднике.

Передвижная фотовыставка «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», подготовленная сотрудниками учреждения, экспонируется в Музее леса Главного управления лесами Челябинской области с декабря 2007 г.

В течение 2007 г. специалистами ОГУ ООПТ организовано более 30 экологических субботников по очистке особо охраняемых природных территорий, в которых приняли участие более 2000 человек и убрано около 1500 м3В рамках реализации «Областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006–2010 годы» ОГУ ООПТ организованы и проведены:

– совместно с Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие», факультетом экологии Челябинского госуниверситета конкурс «Охрана природы в Челябинской области» для школьников области по направлениям: «Памятники природы Челябинской области», «Растения и животные Красной Книги Челябинской области», «Охрана биоразнообразия», «Мониторинг речных экосистем». Подведение итогов конкурса состоялось в декабре 2007 г.: во время проведения региональной конференции детских исследовательских работ «Наследие», куда было отобрано 30 лучших работ, и в ходе Регионального Фестиваля экспедиционных отрядов «Лето-2007». Призерам конкурса были вручены книги, футболки с изображениями животных, занесенных в Красную Книгу Челябинской области.

– совместно с Министерством культуры Челябинской области, Областным краеведческим музеем, Челябинской государственной академией культуры и искусств, Управлением культуры г. Кыштыма проведена V региональная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие Урала», посвященная 250-летнему юбилею города Кыштыма. В ходе подготовки к конференции издан тиражом 300 экземпляров информационный бюллетень «Особо охраняемые природные территории регионального значения Челябинской области». В сборнике материалов конференции представлены 6 работ с участием специалистов ОГУ ООПТ.
 

Особо охраняемые природные территории федерального значения

В 1995 году государственные заповедники и национальные парки получили законодательно утвержденный статус эколого-просветительских учреждений.

Эколого-просветительский потенциал ООПТ чрезвычайно велик (табл. 8.2). Охраняя ценнейшие природные территории заповедники и национальные парки грамотно демонстрируют людям красоту, богатство сохраняемой природы, а также привлекают окрестное население, в первую очередь школьников, к непосредственной природоохранной деятельности.

Таблица 8.2

Эколого-просветительская деятельность ООПТ

Вид эколого-просветительской деятельности ИГЗ УрО РАН НП «Зюраткуль» НП «Таганай»
1 2 3 4
1. Работа с СМИ
– статьи в газетах, журналах, публикации на информационных сайтах:
– центральные 2 - 1
– региональные 3 5 1
– местные 4 15 2
– информационные сайты 69 -
– телепередачи:
– центральные 2 - 1
– региональные 1 3 1
– местные 5 2 2
– радиопередачи:
– центральные - - -
– региональные - 3 1
– местные 5 - -
2. Организация выставок (стационарных, передвижных, фотовыставок и т.д.) 13 4 6
3.   Издание полиграфической продукции, количество (тираж):
– книги 1 (600) - -
– фотоальбомы - - 1 (1000)
– брошюры - - 1 (500)
– календари 6 (300) - -
– картосхемы - - -
– листовки 2 (500) 2 (2200) 1(300)
– буклеты 2 (200) 2 (2000) 1 (1000)
– плакаты - 6 (16) -
– открытки - 1 (200) -
4. Организация массовых экологических мероприятий, количество (численность) 3(150) 55(2129) 82(8172)
5. Организация экологических лагерей, смен (численность) 2(34) 1(40) 17(3000)
6. Количество школьников, занимающихся научно-учебной деятельностью по заданиям ООПТ 13 3 2
7. Экскурсии по музею в природе 7(72) 85(2454) 29(600)
8. Экскурсии по музею 520 (42000)
9. Работа с клубами друзей ООПТ 1(46) 1(25) 1(44)
10. Методическая работа с учителями школ 4(12) 4(115) 4(130)
11. Количество экскурсий (посетителей) ООПТ 527 (42072) (35000) 1145 (26000)

В штате заповедников и национальных парков работают квалифицированные специалисты в области биологии, экологии, лесного хозяйства. В заповедниках и национальных парках имеется материальная база для ведения экологического просвещения: музеи природы, визит-центры, экологические тропы, экспозиции под открытым небом и т.д.

ООПТ являются организаторами и методическими центрами работы с местным населением и посетителями, а также своего рода пресс-центрами, аккумулирующими информацию о научных и природоохранных достижениях заповедника или парка, чтобы знакомить с нею жителей региона.

В 2007 г. ООПТ федерального значения посетили более 100 тыс. человек. В основном это были экскурсии по организованным маршрутам в национальных парках, по естественно-научному музею Ильменского заповедника, по маршрутам музеев в природе. Традиционно большое внимание уделялось работе со СМИ, так, за 2007 г. о деятельности ООПТ было опубликовано 28 статей в газетах и журналах, в т.ч., в центральных – 3. Большая работа проводилась в ИГЗ УрО РАН с электронными СМИ, пресс-релизы заповедника рассылаются более чем на 50 информационных сайтов Челябинской области, России. Различными телекомпаниями было подготовлено более 15 телепередач.

Традиционной формой экологического просвещения являются экологические лагеря для школьников, в 2007 г. на базе ООПТ проведено 20 смен, которые посетили более 3100 школьников. Наиболее активно работает по этому направлению НП «Таганай».

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 05 июля, 2016 [01:30]
Дата изменения: 31 августа, 2016 [06:31]
Баннерная сеть